На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Роль государства в стимулировании экономического роста

Реферати > Різне > Роль государства в стимулировании экономического роста

Дирижистская модель прямо ставит в качестве цели технический прогресс, структурную перестройку, и предложения об усилении роли государства связаны с достижением этих целей. С позиций либерального направления предполагает­ся, что проблемы структурной перестройки решаются автоматически "снизу" путем снижения налоговой нагрузки на частный бизнес и сокращение государ­ственного контроля за его деятельностью. При этом остаются без ответа вопросы: почему снижение налоговой нагрузки на предпринимательство (сокращение налога на прибыль) сопровождалось резким сокращением темпов роста инвестиций в 2002 г., почему существенные льготы для малого предпринимательства не сопровождаются ростом их эффективности, а льготы для фермерских хозяйств сопровождаются не ростом их числа, а сокращением?

В последнее время по мере исчерпания спонтанных факторов экономичес­кого роста со стороны экономистов либеральной ориентации высказывается амбициозная идея прорыва в общество с прогрессивной структурной организацией, высокой гибкостью и адаптивностью экономики. Но для решения столь масштабных проблем необходимы концентрация ресурсов на решающих участках прорыва и реализация государственных программ модернизации эконо­мики. Таким образом, постановка подробных задач модернизации требует мер экономической политики, предлагаемой Дирижистским направлением. Сохране­ние либеральных позиций противоречит постановке амбициозных целей модер­низации. Либеральному направлению соответствует неоклассическая концепция саморегуляции экономики и минимизация государственного участия. Примени­тельно к рассматриваемой проблеме сторонники данного направления обознача­ют свою позицию как "модернизация снизу". Суть ее, как отмечалось, состоит в том, что государство должно уменьшать свое участие в экономике и ослаблять налоговую и контрольную нагрузку:

Высокие показатели роста ВВП и инвестиций в 2000-2001гг. породили необоснованный оптимизм. При подведении итогов 2001г. были сделаны выводы о том, что экономический рост обусловлен внутренними факторами. От разовых шоковых воздействий экономика переходит к росту потребительского и инвестиционного спроса, что обеспечит необратимые тенденции долгосрочного и устойчивого экономического роста. Но этот оптимизм не разделялся не только отечественными специалистами, но и зарубежными экспертами. Например, всемирный банк констатировал, что экономика России вновь садится на "нефтяную иглу". Сокращение темпов роста ВВП в 2002г. и еще большее снижение темпов роста инвестиций практически опровергли необоснованный оптимизм, и к концу 2002г: правительство уже сетовало на то, что экономическому росту препятствует нехватка инвестиций.

В последующие два года статистикой были зафиксированы более высокие темпы роста ВВП (более 7%) при неизменной структуре факторов роста. Но связано это с повышением мировых цен на экспортируемые сырьевые ресурсы.

Концепции экономического роста, независимо от их научных и политичес­ких оценок, стоят перед необходимостью ответить на ряд важных вопросов: как обеспечить рост инвестиционного и потребительского спроса с тем, чтобы преоб­ладающими стали внутренние факторы роста; как снизить процентную ставку до среднего уровня доходности реального сектора экономики, очистить финансо­вую систему от тромбов, мешающих превращению сбережений в инвестиции; каковы реальные средства массового обновления основного капитала как мате­риальной основы выхода из кризиса; как обеспечить прогрессивную перестройку структуры экономики в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью, наукоемких производств.

В правительстве и околоправительственных кругах все чаще стали говорить о необходимости перехода к политике диверсификации и изменения структуры экономики с целью переориентации ее от сырьевой направленности. Но из всех мер заслуживает внимания предложение Минэкономразвития использовать в 2006г. 100 млрд. руб. из стабилизационного фонда на прямые инвестиции в реаль­ный сектор экономики. Является ли это утешительным жестом в сторону оппонентов или признаком изменения экономической ориентации - определить трудно. Но следует заметить, имея в виду данный конкретный вопрос, что прави­тельства стран, действительно озабоченные созданием устойчивых факторов экономического роста, работают в жестком режиме бюджетного дефицита, не стремясь к профициту. Поэтому роль государства в экономике и экономическая политика заслуживают рассмотрения в качестве особой проблемы.

Заключение.

Вопрос о роли государства в стимулировании экономического роста является одной из центральных и наиболее дискуссионных проблем и экономической теории, и экономической политики. Доминирующие взгляды менялись, а вместе с ними подвергалась радикальным изменениям и стратегия многих развивающихся стран. В 1950-60-х годах большинство правительств исходило из решающей роли государства в обеспечении эффективного развития. После долговых кризисов 1980-х годов эта концепция была отвергнута странами Латинской Америки и некоторыми странами Азии и Африки и заменена минималистской точкой зрения на роль государства: оно должно было лишь обеспечить права собственности, проводить ответственную монетарную политику, предоставлять некий минимум социальных гарантий и частично финансировать инфраструктуру. Минималистский подход превалировал и при разработке стратегии перехода к рынку в бывших социалистических странах в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. А в середине девяностых доминирующие взгляды снова начали меняться. Указывая на эти обстоятельства, Дэни Родрик, профессор Гарвардского университета и известный специалист по теории реформ, писал в 1997 году: «Хорошая новость… состоит не только в том, что маятник начал обратное движение, но и в том, что на этот раз у наc есть хорошие шансы остановиться в некоторой разумной средней позиции, а не продолжать колебания между контрпродуктивными крайностями».

Изучены разнообразные примеры ситуаций, когда рыночные силы не могут обеспечить эффективное развитие. Стандартный пример - экстерналии в высокотехнологичных отраслях, вследствие которых отдача на вложения в развитие этих отраслей только отчасти присваивается инвесторами, так что выгоды от таких вложений для всего общества оказываются больше, чем для фирм. Поэтому общество выигрывает от этих вложений даже тогда, когда фирмам их делать невыгодно. Более того, при наличии экстерналий или возрастающей отдачи от масштаба рыночная система может оказаться на траекториях быстрого или медленного роста в зависимости от начальных условий или случайных возмущений. Так, если многие фирмы в стране ведут интенсивные научные разработки, а их результаты дополняют друг друга, экономика быстро развивается, прибыли фирм высоки, и они имеют возможность продолжать исследования, обеспечивающие высокий рост. Если же научные разработки не ведутся, то темпы роста низки, значит, прибыли фирм невелики, а ожидаемая отдача от разработок изолированной фирмы недостаточна для их инициации, что заставляет и дальше откладывать расходы на НИОКР. Переход с траектории медленного роста на более эффективную траекторию требует координации усилий многих экономических агентов, которую конкурентный рынок не обеспечивает.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8 Версія для друкуВерсія для друку   


http://biceps-ua.com

budmagazin.com.ua/vanny-jacob-delafon

agroxy.com/prodat/pshenica-109/zakarpatskaya-obl