На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Роль государства в стимулировании экономического роста

Реферати > Різне > Роль государства в стимулировании экономического роста

Средством повышения эффективности бюджетной политики как источника экономического роста являются целевые программы, придающие инвестициям целевой характер. В отличие от расходов, планируемых на основе затратных моделей финансового управления, целевые расходы планируются на основе результатив­ных моделей финансового управления и должны быть привязаны к конкретным результатам исполнения це­левых программ. Поэтому эффективность влияния бюд­жетной политики на экономический рост зависит от того, на что направлены инвестиции и реализующие их целевые программы и насколько конкретно и тщатель­но осуществляется их планирование и мониторинг.

Целевые программы являются эффективным сред­ством реализации государством поставленных целей и широко используются в бюджетной политике разных стран. Их разработка должна производиться в соответ­ствии с конкретными потребностями общества в тот или иной период его развития.

Приоритетными обычно являются целевые програм­мы в области науки, образования, здравоохранения, под­держки малого и среднего бизнеса, социальные и другие программы, отвечающие актуальным приоритетам го­сударства.

Так как основу экономического роста составляют научные знания и их эффективное использование, од­ним из главных приоритетов бюджетной политики ста­новится решение вопросов финансирования НИОКР, позволяющее перебрасывать средства на приоритетные направления и сокращать или закрывать проекты, став­шие менее важными. Эффективное использование дос­тижений науки и техники и мощный научно-техничес­кий потенциал позволяют решать многие обществен­ные проблемы, определяют высокую конкурентоспо­собность страны и обеспечивают сильные позиции в мировой экономике.

Сегодня бюджетная политика в области науки и об­разования осуществляется, в основном, путём финан­сирования государственных исследовательских и обра­зовательных учреждений, предоставления грантов, ис­пользования контрактной системы, предоставления налоговых льгот для НИОКР и т.п. Недостатком суще­ствующей системы финансирования науки и образова­ния является независимость оплаты труда от его конк­ретных результатов, например, когда размер начисляе­мой заработной платы зависит, в основном, от штат­ной численности и количества затраченных человеком ­часов, учёных степеней и званий, дипломов и прочих формальных характеристик, практически не связанных с ценностью конкретной работы и её результатов. Це­левые программы позволяют производить финансиро­вание науки и образования и оплату труда по конкрет­ным результатам, а их внедрение должно иметь целью не уменьшение финансирования науки и образования, а увеличение их эффективности.

Огромное влияние на современную экономику ока­зывает развитие информационных технологий и инфор­матики, что особенно актуально для России с её боль­шой территорией и нехваткой квалифицированных кад­ров на местах. Возможность немедленного и непосредственного участия в экономической активности сегод­ня предоставляет сеть Интернет, беспрепятственный доступ к которой для всего населения может быть обес­печен только за счёт государственных инвестиций. Не­гативные суждения о сети Интернет, высказываемые, например, в связи с вопросами безопасности или вос­питания, и попытки ввести соответствующие ограниче­ния обычно основаны на непонимании технических возможностей современных информационных техно­логий (принципы сети Интернет были разработаны в США в 1960-х годах как раз в интересах информацион­ной безопасности государства).

Использование новейших информационных техно­логий качественно меняет характер труда и способствует широкому распространению сквозных профессий, об­ладатели которых могут трудиться в разных отраслях экономики. Целевые программы в области информа­тизации и информационных технологий должны быть одним из приоритетов бюджетной политики.

В результате повышения роли научных знаний, об­разования, здоровья возрастает роль человеческого фак­тора в общественном производстве. Активная соци­альная политика государства должна быть направлена на повышение уровня образования в течение всей жиз­ни человека.

В условиях экономики, переживающей непрерыв­ную технологическую революцию, социальная полити­ка становится фактором экономического роста, по­скольку обеспечивает высокий квалификационный уро­вень рабочей силы. Поэтому наука, образование, здра­воохранение и социальная сфера в целом являются глав­ными приоритетами целевой бюджетной политики, на­правленной на решение проблемы экономического роста.

Государственная политика должна быть нацелена также на увеличение занятости в частном секторе. Важ­ная роль в обеспечении экономического роста, стабиль­ности развития экономики и приемлемого уровня за­нятости должно отводиться поддержке малого и сред­него бизнеса, созданию благоприятного предпринима­тельского и инвестиционного климата, сокращению администрирования и неэффективного вмешательства государства в экономику, развитию самоуправления на основе гражданско-правовых отношений, создания не­зависимой квалифицированной судебной системы.

Подводя итоги, можно заключить, что бюджетная политика играет значительную роль как источник эко­номического роста, причём первичной является поли­тика расходов, а политика доходов должна разрабаты­ваться исходя из конкретных условий всей экономики и стоящих перед государством целей. Большое значение имеют целевые программы, с помощью которых госу­дарство может, решая конкретные задачи, создавать условия для экономического роста в стране. Особое значение для экономического роста имеют целевые инвестиции в науку и образование и, что особенно ак­туально для России, в современные информационные технологии.

1.3.2 Косвенный способ регулирования.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финан­совые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потре­бительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложе­ния. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., госу­дарство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов эконо­мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20—30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата­цию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.

Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, зна­чительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудша­ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ­ность населения.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8 Версія для друкуВерсія для друку