На сайті 11893 реферати!

Усе доступно безкоштовно, тому ми не платимо винагороди за додавання.
Авторські права на реферати належать їх авторам.

Роль государства в стимулировании экономического роста

Реферати > Різне > Роль государства в стимулировании экономического роста

Отрасль как объект государственной поддержки всегда необходимо рассматри­вать в системе национальной экономики. Выделение субсидий одной из отраслей означает ее приоритетное развитие за счет других отраслей, издержки которых будут увеличиваться. Таким образом, стратегические преимущества одних фирм обеспечиваются за счет потерь дру­гих. Только оценив положение других отраслей, которые также нуждаются в до­полнительных ресурсах, можно прини­мать решение.

Несмотря на то, что в США реализует­ся модель свободного рынка, оборонному сектору оказывается государственная поддержка. В свою очередь военные ис­следования и конструкторские разработ­ки формируют тот научный задел, кото­рый может широко использоваться в про­изводстве продукции гражданского на­значения. Этот механизм поддержки вы­соких технологий также эффективен.

Сторонники активной промышленной политики доказывают необходимость государственного вмешательства и финансовой поддержки, используя аргу­мент приоритетности отраслей с высокой добавленной стоимостью, высоким по­тенциалом роста в перспективе и отраслей, обеспечивающих промежуточное по­требление, то есть играющих роль «связу­ющего звена». По нашему мнению, более глубокие критерии, описанные в эконо­мической литературе и применяемые при анализе промышленной политики, осно­ваны на существовании дефектов внут­реннего регулирования. С этих позиций правительство должно поддерживать, прежде всего, те отрасли, которые, созда­вая технологические нововведения, приносят внешние выгоды другим отраслям. Таким образом, переход к новому качест­ву экономического роста, в основе кото­рого высокие технологии, является одним из важнейших приоритетов развития Рос­сии на ближайшую перспективу.

1.3 Фискальная политика государства.

1.3.1 Прямой способ регулирования.

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето­ды регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средст­вами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расши­ренное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государст­ва; и) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание военно-промышленно­го комплекса и т.п.

Для принятия эффективных (с точки зрения эконо­мического роста) решений в области бюджетной поли­тики были разработаны модели и осуществлено моде­лирование, показавшее, что бюджетные решения силь­но зависят от соотношения долей инвестиций в струк­туре государственных и частных расходов, которые из­вестны и устанавливаются при принятии бюджетных решений. Например, в США в 2003 г. они составляли, соответственно, 16,9% и 17,7%.

Моделирование позволяет оценить темпы роста ВВП на основе параметров, определяющих бюджетную поли­тику и состояние экономики страны в целом. Было проведено моделирование зависимости темпов роста ВВП от инвестиций в капитальные и технологические ресурсы, включая инвестиции в науку и информационные техно­логии, а также моделирование зависимости темпов роста ВВП от инвестиций в трудовые ресурсы, включая инвес­тиции в образование и информационное обеспечение.

Моделирование показало, что экономический рост за счёт инвестиций, направленных на расширение ка­питала, увеличение потребления и усиление социальной поддержки, может происходить до тех пор, пока сохра­няется возможность для увеличения рождаемости и уменьшения смертности за счёт социальных мер, увели­чения занятости за счёт уменьшения производительности труда, увеличения склонности к импорту за счёт эк­спорта ресурсов, повышения производительности труда за счёт увеличения фондовооружённости труда.

Во всех остальных случаях экономический рост мо­жет происходить лишь за счёт таких факторов, как на­ука и научно-технический прогресс, образование и по­вышение квалификации трудовых ресурсов, улучшение менеджмента и условий для предпринимательства и т.п.

Роль бюджетной политики во всех перечисленных процессах определяется зависимостью темпов экономического роста от доли инвестиционной составляю­щей в государственных расходах и от налоговой нагруз­ки. Моделирование показывает, что темпы экономичес­кого роста зависят от долей инвестиционных составля­ющих в государственных и частных расходах и от нало­говой нагрузки, при этом само влияние налоговой на­грузки зависит от знака разности между долями инвес­тиционных составляющих в государственных и частных расходах, т.е. от того, какой сектор экономики, госу­дарственный или частный, осуществляет относитель­но больше или меньше расходов на инвестиции. Таким образом, для принятия решении в области бюджетной политики важны не только объёмы государственных инвестиций, но и то, в каком секторе, частном или го­сударственном, больше инвестиционные приоритеты и выше эффективность инвестиций.

Доля инвестиционной составляющей в государствен­ных расходах и налоговая нагрузка характеризуют бюд­жетную политику, причём налоговая нагрузка характери­зует политику доходов, а доля инвестиционной составля­ющей в государственных расходах характеризует полити­ку расходов. Моделирование показывает, что первичной в бюджетной политике является политика расходов, а на­логовая политика определяется в зависимости от полити­ки расходов, при этом бюджетная политика зависит от конкретных условий во всей экономике.

При разработке бюджетной политики необходимо оп­ределить, прежде всего, цели и приоритеты государства и выразить их в конкретных показателях результативности бюджетных расходов, затем установить долю государ­ственных инвестиций в величине государственных расхо­дов и только после этого принять решение о снижении или увеличении налоговой нагрузки в зависимости от того, в каком случае экономический рост будет больше,

Как следует из результатов моделирования, если инвестиции составляют в величине государственных расходов долю, меньшую, чем доля инвестиций в вели­чине частных расходов, то экономический рост будет тем больше, чем меньше налоговая нагрузка. В то же время, если инвестиции составляют в величине государ­ственных расходов долю, большую, чем доля инвести­ций в величине частных расходов, то экономический рост будет тем больше, чем больше налоговая нагрузка.

Таким образом, модель показывает, что бюджетная политика играет значительную роль в обеспечении ус­ловий для экономического роста, при этом первичной является политика расходов, а политика доходов долж­на определяться исходя из конкретных экономических условий в стране и приоритетов государства в политике расходов. Однако сегодня налоги образуют самостоя­тельную систему, причём бюджетные расходы планиру­ются в зависимости от прогнозов налоговых поступле­ний. Кроме того, налоговая система выполняет помимо фискальных функций, необходимых для обеспечения бюджета денежными средствами, также другие функции, при этом функции, нецелевые с фискальной точки зре­ния, создают негативный инвестиционный климат, не способствующий экономическому росту.

Перейти на сторінку номер: 1  2  3  4  5  6  7  8 Версія для друкуВерсія для друку   


Узнайте про полезный веб портал , он рассказывает про Профнастил под камень.
www.steroid-pharm.com/all-you-should-know-about-steroids-to-get-the-desired-effect.html

http://www.kover-samolet.com.ua